0 Список сравнения
0 Избранные товары
0
06:08:29 - 21.09.2017
11:09:07 - 08.09.2017

20 вопросов, ответы на которые надо знать при выборе акустики

1. Что лучше - полочные или напольные колонки?

В ценовой категории до $1000 - однозначно полочные мониторы. Их напольные коллеги не могут обеспечить достойное гашение резонансов корпуса и обладают большей погрешностью по части тембров. Полочные колонки дают более "скорострельный" и точный звук, и хотя он несколько ограничен "снизу", но эта проблема решается путем приобретения хороших стоек. А вот в диапазоне от $1000 до $2000 выбор целиком и полностью зависит от ваших вкусов - любители масштабного звука наверняка предпочтут напольную пару, а ценители мониторного исполнения - полочную. Только учитывайте размер вашей комнаты прослушивания - ведь большие громкоговорители с трудом вписываются в зал менее 15 м2.

2. Я выбрал для себя несколько "кандидатов на покупку". В основном они отличаются заявленной нижней граничной частотой - у кого-то она составляет 35 Гц, у кого-то 50 Гц. Правильно ли будет, если я куплю самые "басовитые" колонки?

Не стоит смотреть только на спецификации. Решающим фактором в выборе акустики является непосредственное прослушивание вами громкоговорителя. Если же это невозможно, попробуйте найти отзывы аудиофилов, почитать форумы и журналы о Hi-Fi. К сожалению, заявленные производителем данные зачастую сильно отличаются от реально достижимых в домашних условиях - так, акустика с нижней граничной частотой 35 Гц может играть менее "басовито", чем с 50 Гц. Обращайте внимание на размер и количество басовых динамиков - это более важный показатель допустимой отдачи по басу.

3. Что предпочесть - колонки с сопротивлением 4 Ом или 8 Ом?

Это зависит от используемого усилителя. С нагрузкой 4 Ом многие бюджетные аппараты работают нестабильно - звук теряет в динамике, а выходные транзисторные каскады могут перегреваться. Поэтому сверьтесь с инструкцией вашего "мощника". Если он линеен к нагрузке, то с колонками с импедансом 4 Ома вы получите большую мощность - на некоторых аппаратах она возрастает вдвое против 8 Ом.

4. Какая чувствительность акустики мне необходима?

Чем больше чувствительность, тем более высокое звуковое давление вы можете получить при подведении к колонкам одинаковой номинальной мощности. Это значит, что акустика, имеющая 95 дБ, будет играть с одним и тем же усилителем гораздо "громче", чем ее конкурент с 89 дБ. Но чувствительность - это палка о двух концах: высокие ее значения обычно достигаются путем снижения сопротивления акустики, то есть увеличивают "сложность" нагрузки для усилителя.

5. Допустим, я выбрал колонки с чувствительностью 92 дБ, сопротивлением 6 Ом и рекомендуемой подводимой мощностью от 50 до 150 Вт. Какой усилитель мне нужен?

Задача усилителя - не только развить заданную мощность, но и контролировать работу акустики во всем частотном диапазоне. Поэтому очень важными факторами будут коэффициент демпфирования (50 - плохо, 80 - средне, 200 - хорошо) и динамический диапазон усилителя. Подводимая же к колонке мощность однозначно зависит от вкусов слушателя. Пяти ватт будет достаточно для тихой музыки, а 45-55 Вт - для очень громкого рок-н-ролла, но широкий динамический диапазон классики будет при этом неподвластен. 200 Вт хватит для музыки любых жанров. Учтите еще и то, что заявленная в инструкции мощность обычно не может быть получена дома - лучше смотреть на энергопотребление усилителя и брать от него 40-50%: это и будет суммарная мощность всех каналов. Интересный факт - меньше 1% подводимой электрической мощности преобразуется в мощность звука, а шкала громкости имеет логарифмический масштаб: 150-ваттный усилитель звучит всего в два раза громче, чем 15-ваттный, а динамик с чувствительностью 90 дБ будет звучать в 2 раза громче, чем с чувствительностью 80 дБ.

6. Значит ли это, что, купив 200-ваттный усилитель и подключив его к средним колонкам с чувствительностью 90 дБ, я получу дома "музыку в реальном масштабе"?

Увы, нет. Определяющим моментом в "реализме" домашнего воспроизведения инструментов является достигаемое колонками звуковое давление. Так, например, 110 дБ - довольно громкий звук трубы, а 130 дБ - уровень шума на взлетной полосе аэродрома. Если же вы используете акустику с чувствительностью в 90 дБ в 20-метровом помещении, то вы можете достичь таких уровней:

Источник звука

Звуковое давление, дБ

Мощность звука, Вт

Подводимая мощность, Вт

Разговор

90

0,004

1.0

Кларнет

100

0,04

10,0

Виолончель

105

0,16

40,0

Пианино

107

0,27

67,5

Труба

108

0,31

77,5

Тромбон

121

6,00

1500,0

Барабан

127

25,00

6250,0


Совершенно очевидно, что при подведении мощности в 6250 Вт динамики большинства домашних колонок будут разнесены в клочья - поэтому даже масштабное звучание барабана вы у себя в комнате не воспроизведете. Лучшие образцы High End и профессиональные колонки могут достигать грандиозных уровней звукового давления (до 130 дБ), но подобное качество требует весьма серьезных материальных затрат.

7. Я слышал, что профессиональные активные мониторы со встроенными усилителями можно использовать в качестве Hi-Fi-акустики - так ли это?

Действительно, профессиональная акустика вполне может использоваться в домашних условиях. Активная схема более предпочтительна, так как она не использует сильноточные пассивные разделительные фильтры, а усилительная часть идеально согласуется с динамиками. Мало того, вы можете серьезно сэкономить на отделке - ведь профессиональные громкоговорители имеют более "простой" внешний вид. Но с точки зрения традиционной акустики звук у таких колонок может показаться "малоэмоциональным" - поскольку основной упор при их изготовлении делается на нейтральность звучания. Многим такой подход для воспроизведения музыки нравится, а многим - нет. В домашнем же кинотеатре работа профессиональных акустических систем не вызывает нареканий.

8. Если активная схема более перспективна, почему же на рынке доминируют пассивные колонки?

Вот что на эту тему думает Боб Полли (Bob Polley), директор ATC Acoustic Engineers: "Активная схема на сегодня является абсолютным победителем. Именно она позволяет избежать большинства традиционных недостатков акустических систем, идеально согласовать нагрузку динамиков, как следует "прокачать колонки" и избавиться от ужасных пассивных разделительных фильтров. Все производители прекрасно понимают преимущества активной схемы - это аксиома. Но рынок уже сформирован, и его изменение займет долгие годы. Сегодня большая часть производителей акустики не выпускает усилители - им выгоднее организовывать специализированное производство. Кроме того, на руках у пользователей находится огромное количество усилительной техники. Покупая активную акустику, люди будут вынуждены переплачивать и избавляться от старой аппаратуры, и очень многие из-за своего консерватизма не пойдут на это. На потребительском рынке появляется все больше активных акустических систем - помимо активных басовых модулей, которым многие производители оснащают свои напольные колонки. На рынок домашней акустики вышли такие мэтры, как Genelec, PMC и другие".

9. Я уже выбрал полочные колонки - какие стойки мне купить?

На рынке сейчас много отличных моделей - например, от Atacama. Выбирайте те, в которые можно засыпать балласт (дробь или песок), чтобы придать им большую устойчивость. Можно сделать и "ход конем", купив настенные фиксированные кронштейны - тогда вы вообще минуете развязку с полом.

10. Как лучше всего установить колонки на стойки - на шипы или на что-то другое?

Если в ваш зал не заходят маленькие дети, то шипы будут лучшим выбором - они обеспечат наилучшую развязку колонки от стойки. Можно использовать и более дорогие металлические конусы. Если же вы боитесь, что кто-нибудь может ненароком опрокинуть акустику, то используйте двухстороннюю липкую ленту - она обеспечит очень прочное крепление.

11. Насколько важно расширение частотного диапазона акустики "сверху" - от 20 кГц до 50-100 кГц? Производители заявляют это как определяющий факт совместимости с DVD-Audio/SACD.

Хотя форматы музыки высокого разрешения DVD-Audio/SACD имеют расширенный частотный диапазон (свыше 20 кГц), человеческое ухо не в состоянии воспринимать такие звуки - но общий характер музыки при использовании столь высоких частот может стать более "воздушным". Сегодня многие компании выпускают акустику с "супертвитерами", имеющими верхнюю частоту до 50 кГц, но решающим фактом при покупке может стать только их прослушивание - по некоторым данным, при проигрывании CD на частотах 20-100 кГц может возникать дополнительный шум, который мешает восприятию музыки.

12. Стоит ли мне использовать сабвуфер при воспроизведении музыки?

В большинстве случаев - нет, даже если используется конфигурация "трифоник" (сигнал сначала поступает на сабвуфер, а с него уже идет на фронтальную пару). На стерео очень сложно согласовать работу отдельного басового модуля и основных громкоговорителей - лучше мириться с недостатком баса, чем с потерей прозрачности звучания. А вот на многоканальной музыке или в домашнем кинотеатре сабвуфер нужен обязательно - так как в фонограммах для него предусмотрен выделенный канал (.1).

13. Будут ли два сабвуфера звучать лучше, чем один?

Да, безусловно. Если вы возьмете два одинаковых аппарата, то сможете сильно снизить направленность баса и повысить его качество. Подключать их можно параллельно, если предусмотрена такая опция, либо через кабель-разветвитель. Только, сами понимаете, стоимость системы при такой конфигурации серьезно возрастет.

14. Как лучше всего расставить колонки?

Если имеется в виду система домашнего кинотеатра, то оптимально расставлять акустику по окружности вокруг слушателя - подняв при этом "тылы" на уровень 130 см от пола, а "тыловой центр" - на 150 см от пола. Высокочастотные динамики "фронтов" должны быть на уровне ушей слушателя, а сабвуфер надо установить в том месте зала, где достигается наиболее глубокий бас (поставив его сначала произвольно и определив эту точку на слух). Учтите, что колонки не следует ставить вплотную к стенам - лучше отступить на 30-70 см, иначе возможно возникновение резонансов.

15. Сколько средств потратить на акустические кабели?

Акустические кабели очень важны, и на них стоит заложить примерно 5% от стоимости акустики. Наиболее респектабельные бренды на рынке кабелей - XLO, Kimber, AudioQuest, Nordоst. Ели же вам нужны технические детали, приведем выдержку из данных лабораторных тестов известной компании-производителя акустики Legacy: "Идеальный проводник не должен иметь ни активного, ни реактивного сопротивления. Емкостью обычно пренебрегают, поскольку ее влияние проявляется за пределами слышимых частот, индуктивность же снижают близкой прокладкой токонесущих жил (и за счет увеличения емкости). 100-метровый кабель создаст паразитную частоту в районе 20 кГц при работе на 8-омный громкоговоритель. Следовательно, для большинства из нас индуктивность - не проблема. А как насчет фазового сдвига вследствие зависимого от частоты времени прохождения сигнала? Замеры показали, что при прохождении по трехметровому кабелю волны сигнала частотой 100 Гц отстали от волн частоты 10 кГц всего на две стомиллионные доли секунды. Поскольку ухо может зафиксировать лишь фазовый сдвиг, который в 25000 раз больше, то это тоже не является проблемой применительно к кабелям. А вот сопротивление - самый значимый фактор связки "усилитель - колонка". Слишком большое сопротивление может заметно сдвинуть частоты разделения кроссовера. Чем ниже импеданс колонки, тем сильнее сказывается этот эффект. 20-метровый кабель может сдвинуть частоту кроссовера на 10% и снизить силу звука на 0,5 дБ. А это уже фатально". Как видим, лучше всего использовать наиболее короткие акустические кабели - располагая усилители максимально близко к колонкам.

16. Можно ли улучшить уже купленные колонки?

Косметическая переделка может включать в себе замену внутренней проводки на более качественную и замену штатного наполнителя на битумные плиты. Но этим стоит заниматься лишь специалисту, имеющему опыт модернизации.

17. Я слышал о специальных грузах для прижима колонок. Стоит ли их использовать?

Действительно, увеличение массы колонки способно помочь в подавлении резонансов корпуса, поэтому стоит попробовать. Вы можете купить готовые бруски-прижимы либо заказать подобные "кирпичи" в мастерской по металлу.

18. Что такое "прогрев" акустики?

Новые колонки, как правило, звучат довольно жестко - но со временем их звук приходит в норму (например, разрабатываются подвесы диффузоров). Чтобы ускорить этот процесс (обычно он составляет около 100 часов работы), вы можете негромко включать свою систему перед уходом на работу - таким способом дней за десять вы сможете оптимизировать ваши новые громкоговорители.

19. Как наилучшим образом распределить бюджет при покупке полной системы? Сколько потратить на колонки?

Акустика является решающим звеном в воспроизводящем тракте, поэтому на нее стоит выделить до 50% бюджета. Некоторые эксперты и вовсе советуют заложить 70%, но, по моему мнению, это уже крайности.

20. Ваши личные предпочтения в акустике различных ценовых сегментов?

Выше $1000, скорее всего, Dynaudio; при бюджете около $2000-3000 - Sonus Faber; "до $5000" - Legacy; на уровне $5000-10000 - опять Legacy и B&W; свыше $10000 - Wilson Audio.

Возврат к списку